Граффити противников "общеевропейского" курса Греции в Афинах («nein» по-немецки означает «нет»). Фото: REUTERS
Греция шокирована тем, что итоги пафосного референдума были растоптаны как международными кредиторами, так и собственным правительством, его организовавшим, - передает из Афин спецкор Комсомольской правды Дарья Асламова.
В этой статье она рассказывает о сути финансовых проблем Греции. О том, как эта страна, вступив в Евросоюз и перейдя на евро, попала в финансовую ловушку дешёвых кредитов, за которые теперь расплачивается реальной собственностью, о дешёвых немецких товарах, хлынувших на греческий рынок и обанкротивших многих местных производителей, о предательстве правительства, не решившегося в 2010 году на объявление дефолта и возвращение к драхме, тем самым спасая прибыль европейских банков, и о новоизбранной власти, снова предательски пошедшей навстречу европейским кредиторам вопреки воле народа, высказанной на референдуме категорическим «НЕТ».
Также речь пойдёт об отношении греческого народа к сложившейся непростой ситуации и возможных путях выхода из неё.
Мой друг, греческий бизнесмен Атанасиос Чортакиас, принципиально отказался голосовать на референдуме. Зато он обошел вместе со мной избирательные участки, где произвел фурор.
«Люди! Вас обманывают! - возмущался он. - Этот референдум нужен властям, чтоб подтвердить свою легитимность. Правительство просто хочет переложить ответственность на граждан. А после они вас всех сдадут. И Ципрас подпишет все, что ему скажут кредиторы». (Прямо как в воду глядел.)
Люди в очередях вздыхали и говорили:
«Ну, все-таки надо голосовать. А вдруг Европа нас услышит?»
«Вас никто не услышит! - кричал Атанасиос. - Всех греческих политиков, начиная с 1981 года, надо посадить в тюрьму как государственных изменников!»
Избиратели поддержали его бурными аплодисментами.
* Примечание. 1981 год – год вступления Греции в Евросоюз.
Атанасиос говорил:
«Что обещала «Сириза»? Она говорила: мы будем просить новый кредит не с опущенной, а гордо поднятой головой. Популисты обещали невозможное: мы останемся в зоне евро и не будем платить кредиты».
«Мое мнение: мы не должны выплачивать долги. Необходимо вернуть драхму, отменить визы русским туристам и отказаться от санкций, чтобы Россия в обмен открыла рынок для наших продуктов. И начать движение к Евразийскому союзу».
Панайотис Пиларинос, адвокат, хотя и проголосовал на референдуме «нет» требованиям кредиторов, но не питает больших иллюзий, что Евросоюз отпустит греков живыми:
— Слишком важная стратегическая средиземноморская территория. Хотя для нас единственно правильное решение — выход из еврозоны и из ЕС. Чем быстрее мы это сделаем, тем быстрее развалится Евросоюз. Когда-то ЕС устраивался как объединение народов, а на самом деле, это объединение финансовых корпораций. Но в глубине души я не верю, что Европа оставит нас в покое».
ВСЕ ГРЕКИ – НЕМНОЖКО АНАРХИСТЫ
Утренняя встреча в кафе с моей новой знакомой Нонной, журналисткой из маленькой русскоязычной газеты «Мир и Омония». Прямо под знаком «Курить нельзя» Нонна с удовольствием затягивается сигаретой.
«Кофе без сигареты — деньги на ветер», - говорит она.
Хозяйка бара лишь машет Нонне рукой, чтоб пепел она сбрасывала на каменный пол. Я, вымуштрованная и российскими, и европейскими правилами, с ужасом жду скандала. Уже через десять минут кафе заполняют пышные греческие дамы, пришедшие за утренней порцией сплетен. Все столики с интересом смотрят на нас.
«Сейчас нас выгонят», - шепчу я Нонне.
Ничего подобного. Все восемь дам достают сигареты, и через пять минут в кафе нечем дышать из-за дыма.
«А если придет контролер, и хозяйку оштрафуют на тысячу евро?»
«Как придет, так и уйдет, - отмахивается Нонна. - А попробует оштрафовать, сами же посетители затопчут. Тут недавно был скандал в автобусе с контролером. У 18-летнего пацана не было билета, и проверяющий решил выписать ему штраф. А парень ему сказал: «Я безработный. Понимаешь? У нас в стране половина молодых без работы. Но лучше я буду голодать, чем займусь такой подлой работой, как ты. Ты у бедных готов последнее вырвать». Вскочил, раздвинул двери автобуса и выпрыгнул на ходу. И тут его насмерть сбила машина. Так вся Греция возмутилась! Теперь контролеры ходят тише воды, ниже травы. Вот когда у меня нет денег, я тоже езжу без билета. Подходит проверяющий, я ему тихонечко говорю: «Нет билета и нет денег». И он тоже тихонечко отходит. Вообще, греки правила не любят. Если нельзя, значит, все-таки можно».
Это верно. Когда мои друзья паркуют машины, я глазами сразу ищу автомат для оплаты. Греки сильно возмущаются: «Мы на своей земле живем. Почему это мы должны платить за парковку?» Правительство пыталось внедрить платный паркинг, но из-за этого развернулись настоящие сражения. Потом пришлось сократить муниципальную полицию, проверять стало некому, и вопрос умер сам собой.
Все греки – немножко анархисты. Фото: REUTERS
КАК ГРЕКИ ПОПАЛИ В ЛОВУШКУ
«Я родился в бедной семье, в другой Греции, - вспоминает замечательный журналист Джордж Деластик. - Мой отец тяжело работал, а вечером он шел в дешевую таверну, где можно было выпить и закусить с друзьями за смешные деньги. Мы жили бедно и весело. Никто не рвался в Евросоюз. Еще в 1980 году Андреас Папандреу заявил, что Греция через несколько лет будет жить при социализме. Это сильно напугало европейцев. И Грецию забрали в ЕС в 1981 году для того, чтобы контролировать ситуацию».
«Люди не хотели идти ни в ЕС, ни в НАТО, считая, что это одно и то же, - говорит журналист Петрос Папаконстантинос. - Но у нас были серьезные проблемы с Турцией, захватившей половину Кипра. Остро стоял вопрос национальной безопасности. Одновременно падала привлекательность СССР как альтернативы. Но еврозона оказалась настоящей катастрофой. Легкие кредиты, уничтожение производства. Наша экономика была тотально неподготовленной для жесточайшей конкуренции. Экономика сморщилась, Грецию накрыло настоящее цунами бедности и безработицы, достигшей военного времени».
Сначала Грецию просто завалили дешевыми кредитами. И не только Грецию. Италию, Испанию, Португалию. Причина в том, что германское промышленное производство значительно превосходит внутренний рынок, и для экономического процветания немцам необходимо сбрасывать свои товары на внешние рынки. Вот что говорит об этом журналист Джордж Деластик:
«Когда еврозона стала реальностью, Германия сохранила низкие цены в стране, хотя они резко подскочили во всей Южной Европе. Если в начале двухтысячных 27% качественных немецких товаров экспортировалось в страны еврозоны, то в 2010 в разгар кризиса (!) экспорт достиг уже 44%».
Германия не желала стимулировать внутренний спрос (для этого требовалось повысить зарплаты собственному населению, что немедленно бы сказалось на цене немецких товаров). Она сделала ставку на масштабный экспорт. Ее целью была оккупация Южной Европы через евро. Дешевые немецкие товары вытеснили с рынка продукцию южных стран, буквально разорив местные производства и оставив без работы сотни тысяч людей. Даже в когда-то сельскохозяйственной Хорватии в магазинах теперь продается немецкое (!) молоко.
Зато немецкие банки охотно давали кредиты южанам, прекрасно зная, что их не отдадут. Германия — главный участник преступления по разорению не только Греции, но и всего юга Европы. На что рассчитывала Германия? На полное рабство и подчинение южной части континента. Деньги можно напечатать, это всего лишь бумажки. Но у должников можно забрать самое ценное: их РЕАЛЬНУЮ собственность и предприятия.
Кроме того, в рамках НАТО Германия и Франция принудили Грецию покупать их военную технику (разумеется, дело не обошлось без местной коррупции и откатов).
Когда Греция пошла ко дну, Меркель с лицемерным возмущением рачительной немецкой домохозяйки заявила, что греки жили не по средствам. Теперь им придется затянуть пояса, чтобы выплатить долг и умопомрачительные проценты. Но меры жесткой экономии никогда и никому не помогали. Это мнение всех ведущих экономистов мира: Томаса Пикетти, Джозефа Стиглица, Пола Кругмана. Когда людей выкидывают с работы или им резко снижают зарплаты и пенсии, соответственно падает уровень потребления. На языке экономистов это называется «спиралью сжимающейся экономики». Даже не говоря о том, что это ведет к общему обнищанию населения, это делает невозможным спасение утопающей страны. Она кричит, плачет, а ее сверху добивают веслом. И все это делается под высокоморальными лозунгами наказания развратных и легкомысленных греков. Это обыкновенный рэкет времен «диких 90-х», когда неплатежеспособного должника «ставили на счетчик», только в мировом масштабе.
КОГДА ГРЕЦИЮ ЕЩЕ МОЖНО БЫЛО СПАСТИ
«В 2010 году у нас был шанс, - рассказывает журналист Георгиос Алексис. - Огромный долг Греции относился к частным банкам. Вот тогда Греция могла объявить дефолт, ввести драхму и выбраться из долговой ямы. В сущности, так поступила Исландия. Но правительство Джорджа Папандреу одолжило деньги у международных институтов, у МВФ и Европейского Центрального банка (ЕЦБ) и перевело все долги Греции в подчинение наднациональным институтам и под британское законодательство, вместо греческого».
«Это было продажей страны, - говорит экономист Георгиос Папалексио. - Предатель Джордж Папандреу, отказываясь от дефолта, спасал немецкие и французские банки от убытков».
«Но почему вы так трусите сейчас?! - возмущалась я. - Вы были такими храбрыми во время Второй мировой войны».
«Храбрость — непростая вещь. Людям все нужно объяснять. Газеты еще до референдума грозили грекам всеми египетскими библейскими карами, чуть ли не нападением саранчи и пожиранием всех посевов, если мы не встанем на колени. Европа закрыла нам банки для устрашения. Мы будем рабами, а Греция станет лабораторией по проверке, насколько можно опустить, унизить и разорить людей, а они и не пикнут».
Когда Греция пошла ко дну, Меркель с лицемерным возмущением рачительной немецкой домохозяйки заявила, что греки жили не по средствам. Фото: REUTERS
ЕЩЕ НЕМНОГО О ГРЕЧЕСКОМ ХАРАКТЕРЕ
«Грецию столько раз завоевывали, что у нас менталитет рабов, - с горечью признает журналист Джордж Деластик. - У нас был Перикл (золотая эра государственности и процветания), герой Леонидас и 300 спартанцев и предатель Эфиальт, который продал спартанцев персам. Греция колеблется между героизмом и предательством. Премьер-министр Ципрас мечтал начать как государственник Перикл. Потом он начал делать уступки немцам, а за каждую уступку немцы просят еще две».
«И что сейчас? Греки проголосовали «охи» (по-гречески – «нет») всем соглашениям кредиторов, а Ципрас все подписал. А теперь немцы хотят еще больше. Да, может быть, они дадут Греции 90 миллиардов денежных фантиков, но Греция заплатит за них кровью. Теперь кредиторы требуют приватизации всей собственности Греции на 50 миллиардов евро (вся собственность пойдет в специальный фонд, контролируемый кредиторами, и именно кредиторы будут назначать цены на порты, железные дороги, аэропорты, энергетику). Ципрас начал как Перикл, а заканчивает как предатель Эфиальт».
Мой собеседник в ответ молча улыбается грустной, философской улыбкой.
«То, что происходит в Греции, это постмодернистский переворот — но не при помощи танков, а при помощи банков, - утверждает журналист Петрос Папаконстантинос. - Если Германия выжмет Грецию, как лимон, это будет ее плохая победа. Она породит эмоции ненависти к ней. Она спровоцирует приход к власти во Франции Марин ле Пен через два года. Криминальную политику Германии Европа не забудет. Если немцы разрушат демократию в ЕС, это будет историческая трагедия с катастрофическими последствиями для Европы».
Недавно умерший немецкий писатель Гюнтер Грасс описывал в своем стихотворении Грецию «голой, прикованной к позорному столбу». Страдал от того, что кредиторы заставляют ее выпить чашу с ядом цикуты, намекая на трагедию Сократа, приговоренного к смертной казни. Но предсказывал, что Европа погибнет без страны, «дух которой ее создал».
Автор: Дарья Асламова
Небольшое дополнение
Некоторые реальные факты и цифры, наглядно показывающие, как европейская финансовая система демонстрирует свою силу непокорной Греции: как греческое правительство под давлением ЕЦБ (Европейского центрального банка) принесло стране 3 миллиарда евро убытков из-за введения «банковских каникул», как оно вынуждает греков рассчитываться банковскими картами вместо наличных денег, повышает налоги, из-за чего стоимость многих необходимых продуктов и транспортных услуг должна вырасти более чем на 9%, а стоимость обучения – аж на 23%. Таким образом, правительство Греции заботится в первую очередь об интересах банкиров-кредиторов, а не об интересах собственной страны и её народа.
Итак, перечислим факты и цифры.
29 июня 2015 года ВСЕ греческие банки были закрыты из-за ажиотажного снятия денег со счетов после объявления референдума о соглашении с международными кредиторами. Правительство объяснило введение "банковских каникул" "чрезвычайными обстоятельствами, срочной и непредвиденной необходимостью защитить греческую финансовую систему и экономику Греции в целом в связи с недостатком ликвидности" из-за отказа ЕЦБ предоставлять ликвидность. Тогда же были введены ограничения на снятие через банкоматы наличных: не более 60 евро в день, или 1,8 тысячи евро в месяц.
"Каникулы" сначала объявлялись на неделю, но затем их четыре раза продлевали.
20 июля 2015 года греческие банки наконец возобновили работу – истёк срок действия законодательного акта, которым были введены банковские каникулы. Закрытие банков и контроль за движением капитала на три недели в Греции обошлись стране в 3 миллиарда евро, не считая потерь в туристическом секторе, сообщают местные СМИ. Розничная торговля Греции потеряла 600 миллионов евро.
Условием открытия банков правительство Греции называло восстановление предоставления ликвидности из ЕЦБ. На минувшей неделе ЕЦБ повысил на 900 миллионов евро потолок выделения ликвидности в рамках программы экстренной кредитной помощи (Emergency Liquidity Assistance / ELA). При получении ликвидности через ELA банки несут гораздо более высокие издержки — они получают деньги по ставке 1,55% вместо 0,05% при обычном финансировании.
В новом законе говорится, что с 20 июля клиенты банков смогут снимать не более 60 евро в день (это условие осталось неизменным). Однако если средства не снимались несколько дней, можно получить накопленную за эти дни сумму — до 420 евро в неделю.
Акт запрещает выплату наличных сверх этих пределов и предприятиям. Крупные финансовые операции по-прежнему можно будет проводить с разрешения специальной комиссии Минфина.
Запрещается снятие наличных с использованием кредитных и дебетовых карт в Греции и за рубежом. Ограничений на оплату товаров и услуг банковскими картами нет (то есть греков вынуждают использовать безналичный расчёт, тем самым увеличивая денежные потоки внутри банковской системы и прибыль банкиров). Без ограничений могут снять средства "с одного банковского счета" посольства и члены дипломатических миссий в Греции.
Временно запрещено открытие новых счетов, за исключением ряда случаев, например, для выплаты зарплаты сотрудникам или "новых" пенсий ушедшим на пенсию, для обслуживания вновь созданных юридических лиц и для стартапов, участвующих в новых программах поддержки предпринимательства.
"Запрещен перевод капиталов и наличных за рубеж любыми способами", — говорится в документе. Исключением является перевод средств на зарплату сотрудникам дипломатических миссий Греции за рубежом.
Греки в случае госпитализации за рубежом могут перевести в электронном виде единовременно до 2 тысяч евро или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Для обучающихся за рубежом студентов перевод ограничен 5 тысячами евро в квартал.
С 20 июля в Греции также вводятся повышенные ставки НДС (налога на добавленную стоимость).
Для гостиниц временно (до 30 сентября) будет действовать ставка в 6%. С октября, когда закончится туристический сезон, она повысится до 13%.
До 23% повышается НДС на проезд в общественном транспорте и в такси, на билеты на самолеты и суда, 23% будут платить и предприятия общественного питания — рестораны, таверны, кафе, предприятия быстрого питания "фаст фуд", закусочные, бары и так далее.
При рассмотрении законопроекта был повышен с 13% до 23% НДС на птицу, индеек, кроликов, сахар, масла (за исключением оливкового) и жиры, кофе и чай, обработанные и переработанные продукты питания, макаронные и мучные изделия, рис, готовые продукты из овощей и фруктов, корма для животных, дрова, автомобили для перевозки 10 или более лиц.
Из-за увеличения НДС цены на эти продукты и услуги, как ожидается, в большинстве случаев вырастут примерно на 9%.
Отменяются все льготы — и налогом в 23% теперь будут облагать плату за репетиторство: школы дополнительного обучения, которые посещают все, кто хочет поступить в колледж или институт, а также частные уроки, курсы и преподавание иностранных языков и компьютерной грамотности. Раньше эта деятельность была освобождена от уплаты НДС и теперь ожидается рост платы за обучение на 23%.
Ставка НДС в 13% будет действовать на электроэнергию, воду и некоторые продукты питания.
Налогом в 6% облагаются лекарства, книги, журналы, газеты и билеты в театр.
Источники:
http://www.msk.kp.ru/
http://rusnext.ru/recent_opinions/1436831824
http://ria.ru/economy/20150720/1137526355.html
|