УРА - тайны славянской культуры

Пятница, 19.04.2024, 12:30

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Кологод. Славянские праздники

Летнее Солнцестояние у славян

21 июня 2016 года – очень значимый для славян день: День Летнего Солнцестояния (Солнцеворота). Это ежегодное астрономическое явление произойдёт в 01.34 ночи по московскому времени (в ночь с 20 на 21 июня).

День Летнего Солнцеворота (Иван Купала) – один из главных праздников годового солнечного цикла славян, наступающий 20-22 июня (в зависимости от года). Он знаменует приход Лета (расцвет сил Природы, высшая точка подъёма Солнца над горизонтом Земли, самый длинный день и самая короткая ночь) и в то же время – поворот на Осень (после этой даты день начинает постепенно уменьшаться, ночь – увеличиваться).

В этот день наши предки провожали весну и встречали красное лето. Именно в День Летнего Солнцеворота образ юного Солнца (Ярило) превращается в образ зрелого, полного сил Светила (Купало).

Именно поэтому Купалу почитают как бога теплого времени Лета, полевых цветов и полевых плодов. Многие славяно-арийские рода, занимающиеся полеводством, почитали бога Купалу наравне с богиней Макошью и Тарой, а также Перуном и Велесом.

Праздник в честь бога Купала славяне приносят богам и предкам бескровные жертвы, которые бросают в священный огонь (его для этого праздника добывают только трением или от молнии), чтобы всё принесенное в жертву появилось на праздничных столах богов и предков.

Интересно, что Симеон Полоцкий ещё в XVII веке писал о вере народа в то, что солнце в дни Купалы скачет и играет. Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день (12 июля) «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано соунцо играло...»; «Солнце сходить грае...».

Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (12 июля), который следует, очевидно, рассматривать как день одного из прощаний с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния.

Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь, а в первой половине XIX в. и пожилые крестьяне шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.



Как славяне встречали Купалу
 

Как же славяне отмечали праздник Ивана Купалы? Давайте заглянем в далёкое прошлое наших предков…

С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.

Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полтора-два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «Марена» или «Купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы (образ юного Солнца) – куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами.

Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца два костра. Один, большой («купалец»), высотой до четырёх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Другой костёр, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костёр погребальный («крада», «крода»), для сожжения лика Ярилы.

Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под берёзкой, освящаются водой и огнём. Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. 

Все выстраиваются вокруг берёзки. По рядам пускают братину – ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все участники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы. После этого кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает.

С этого момента начинается процессия «проводов Ярилы» - чучело несут к погребальному костру («кроде»). Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костёр зажигают и, пока изображение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках.

Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки. Подняв руки к небу, славят родных Богов.

Жрец от каждого собирает требу Купале (хлеб, блины, пироги, зерно, горох, печенья), кладёт её на капище, где освящает со словами:

«Божия треба - свети освящайся, 

От земли до неба - свети освящайся, 

От соли да хлеба - свети освящайся, 

Пребуди лепа - свети освящайся!»

Затем, выбрав самый большой каравай, проходит с ним вдоль ряда. Каждый должен коснуться хлеба правой рукой, загадав желание. Треба полагается в Огонь, горящий на капище. Тогда же, пред ликом Божества, на отдельном блюде освящается пища, для раздачи частей её на пиру. Девушки заводят хоровод вокруг берёзки и поют:

«Как ходили девочки 

Около Мареночки 

Около Купало 

Солнце заиграло...»

Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить берёзку. Тот, кому это удаётся, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от берёзки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки - плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор:

«Плыви, Купало, за водою, 

Да за святою росою...»

В воду кидают цветы, освящённые травы, крапиву (оберег от русалок) и начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут начинается гулянье.

Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару.

Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?»  

Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. 

После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.

На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - купальце. С ночи до зари собирали целебную купальскую росу, срезали волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, одолень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки искали в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.


 

Цветок папоротника – волшебный символ Купальской ночи
 

Одним из символов праздника Купалы является Цветок Папоротника, он же – Жар-цвет, Цвет-Свет. По преданиям, этот цветок обладает особыми таинственными свойствами, делающими это растение волшебным.

В старинном травнике о Папоротнике сказано: «Есть трава чёрная Папороть, растёт в лесах, около болот, в мокрых местах; ростом в аршин, а на стебле маленькие листочки, с испода большие листы. А цветёт он накануне Купальского дня в полночь. Тот цвет очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти».

У Папоротника всё не так, как у других растений: и листья диковинные с острыми зубчиками, и размножается он не семенами, а спорами. Каждый лист, словно птичье крыло, по-древнерусски – «папороть», отсюда и название пошло.

Цвет папоротника называют также Одолень-травой или Перуновым цветом, так как люди думают, что он начинает «расцветать» в грозовые Купальские ночи. И при этом разливает такой яркий свет вокруг, как само солнце. А если ливень в Купальскую ночь прошумит, так Папоротник-огнецвет сразу после грозы может распуститься-засветиться – тут уж гляди в оба, не упусти! Так как появляется Цвет-Свет только на короткое время, и всегда по-разному и в разных местах: то блеснёт короткой молнией на одно мгновение, то светит целый час после полуночи, а то и до первых петухов заливает округу призрачным светом. Вот и ищут люди Перунов цвет в короткие летние ночи, пока шумят благодатные грозы: с Купальских дней (летнего солнцестояния, 22 июня) до дней Перуна-громовержца (20 июля).

Много тех людей, кто ищет Цвет Папоротника, но мало кто видит этот волшебный Цвет-Свет, это тоже надо уметь сделать. А те, кто видят – не всегда знают, как взять его; а те, кто сумел взять – не всегда могут удержать. Совсем не каждому из людей даётся в руки заветный Жар-цвет папоротника. Надо ведь себя победить: лень со страхом одолеть, от тщеславия да корысти избавиться, с чувствами своими совладеть и советов умных строго слушаться. Охраняют таинственный Цвет-Свет лесные духи и берегини, стерегут бесы и тёмные нави: напускают туман, сбивают с дороги, вызывают видения, отгоняют хохотом и свистом, хватают за подол и щекочут, могут даже знакомым человеком перекинуться (обратиться), чтобы уговорить вернуться. Все они защищают Перунов цвет от случайного прохожего.

Если же кто-то, наученный ведающими людьми, смог взять Жар-цвет, он должен все свои силы приложить к его сохранению. Говорят, что нельзя в эти мгновения оглядываться по сторонам и выходить за очерченный круг: нужно ждать до утра в молитве, закрыв глаза и прогоняя страх. Или, наоборот, в старых травниках советуется: «Сорвав цветок, сожми его в руке крепко-накрепко и беги домой без оглядки. Если оглянешься – весь труд пропал: Жар-цвет исчезнет!»

Но тот, кто оказался сильнее всех напастей и испил жизненную силу волшебного Цвета (то есть соединил её со своей силой) – словно бы получает часть силы Перуновой, божественной. Такой человек перестаёт бояться бури и грома, не страшны ему огонь и вода, недоступен становится он злому чародейству, может повелевать духами Природы (и светлыми, и тёмными). Обладателю Жар-цвета открываются клады и богатства земли, становится ведомо скрытое и тайное, прошлое и будущее, начинает понимать он язык птиц и зверей. Считается, что тот, кто носит при себе Цвет папоротника, может делаться незримым для других и мгновенно перемещаться из одного места в другое. Но и постоянные испытания будут подстерегать этого человека – всегда найдутся люди и тёмные сущности (нави), которые захотят отнять Огнецвет. Только чистые Душой и сильные духом люди могут владеть Цветом папоротника долго и счастливо.

Вот несколько преданий об этом волшебном цветке.

 

«Один крестьянин искал накануне Купальского дня потерянную корову; в самую полночь он зацепил нечаянно за куст Папоротника, и чудесный цветок попал ему в лапоть. Тотчас прояснилось ему прошлое, настоящее и будущее; он легко отыскал пропавшую корову, сведал о сокрытых в земле кладах и насмотрелся на проказы лесных духов. Когда крестьянин воротился, домашние, слыша его голос и не видя его самого, пришли в ужас. Но он разулся и выронил цветок – в ту же минуту все его увидали. С потерею цветка окончилось и его всевидение, и позабыл он места, где недавно любовался зарытыми сокровищами. Рассказ этот заканчивается и так: к мужику, который сам не понимал, откуда далась ему мудрость, явился переодетый чёрт, купил у него лапоть и вместе с лаптем унёс и Папоротников цвет». («Энциклопедия русских преданий»)

 

«В ночь на Ивана Купалу (летнее солнцестояние), в глухую темень, выходят из своих шалашиков на болотных кочках маленькие старички-луговички, каждый с пенёк ростом, – на мир посмотреть. Забредёшь в эту пору, и померещится, что кто-то выглянул из-за бугорка и спрятался, а чуть поодаль – булькнуло вдруг в омуте. Ждёшь – вот-вот Огоньки-цветы покажутся...

Ходит и ходит вокруг Цветка мужичок с ноготок, борода длинная, зипунишко с деревянными пуговицами, шляпёнка мятая, на ногах сапоги без каблуков. Подпоясан свяслом, каким снопы вяжут, с тугими свисающими вниз пшеничными колосьями. А меж листьев Папоротника, похожих на крылья орла, всё мерцает и мерцает красная почка. Когда наступит полночь, раскроется яркий Цветок, озарит всё вокруг ослепительным светом, и молнии засверкают в ярости. Начнёт тут Папоротник своими лапами махать. Всё машет и машет, будто хочет поймать кого-то. Старики сказывают, то нечистая сила в кустах бесится. А ты не бойся. Подойди, сорви, унеси цветок с собой. Все тайны земли тебе подвластны станут. И всю жизнь счастлив будешь». («Когда цветёт папоротник», В.С. Моложавенко)

 

«...Предание приписывает ему цветок серебристого цвета, чрезвычайно блестящий, напоминающий собой огонёк. Цветение продолжается в полночь не более часа. Этот Цвет, по народному верованию, очень полезен тем, кто желает быть умным и богатым...» («Русский народ, его обычаи, обряды предания»)

 

Источники:

http://slavyans.myfhology.info/holidays/kupalo.html 

http://www.prekrasana.ru/rusisnachalnaya/284-den-boga-kupala 

 

Категория: Кологод. Славянские праздники | Добавил: Жар-Птица (19.06.2016)
Просмотров: 3714 | Теги: славяне, русь, Кологод, Праздники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0