УРА - тайны славянской культуры

Суббота, 27.04.2024, 01:04

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мироправцы

Смена летоисчислений: как стирали народную память

Власти и церковники очень постарались исказить миропонимание славян путём смены летоисчислений. В дохристианское время ведическая Русь праздновала Новолетие на Коляду (сразу после Дня Зимнего Солнцестояния). В этот день славяне праздновали рождение «нового» Солнца и начало нового цикла жизни, славили и чтили богов, разжигали костры, «помогая новорождённому Солнцу разгореться» и приносили бескровные жертвы. Подробнее читайте в статье про Коляду.

Однако вместе с христианством на Руси был введён Юлианский календарь, использовавшийся в Риме со времён Юлия Цезаря, по которому год начинался 1 января. Но на Руси отмечать начало года стали 1 марта – в соответствии с Римским календарём, предшествовавшим Юлианскому. Почему это произошло? Вероятно, потому, что власти решили коренным образом изменить мировоззрение славянского народа: 1 января было слишком близкой датой к Коляде (обычно этот праздник отмечается через 3 дня после Зимнего Солнцестояния – т.е. 25 декабря). Стало быть, «спустив сверху» решение перенести Новолетие лишь на неделю вперёд, властители не смогли бы вытравить из народной памяти культ Солнца-младенца Коляды. А вот сместив Новолетие на 1 марта (на 2 с лишним месяца вперёд), они посеяли в народе духовную смуту: а что праздновать-то? Коляду (Зимнее Солнцестояние) – поздно, Комоедицу (Весеннее Равноденствие) – рано…

Однако на этом власти не остановились. В Византии (откуда христианство и было принесено на Русь) ещё в 462 г. из неких «практических соображений» начало года и отсчёта индиктов (церковных Новолетий) было перенесено на 1 сентября. Соответственно, на территории Киевской Руси, куда пришла Византийская христианская церковь, во времена «крестителя» князя Владимира (с конца Х века) использовалось и римское летосчисление (с начала марта), и византийское (с начала сентября).

_______________________________________________________

Историческая справка. Римский и Юлианский календарь

Интересно, что по первому Римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. Считается, что этот календарь был заимствован у греков: согласно легенде, его ввёл основатель и первый царь Рима, Ромул, в 738 году до н.э. Десять месяцев Римского календаря следовали в таком порядке: Martius (в честь бога войны Марса), Aprilis (от лат. «aperire» — открывать, означал начало весны), Maius (в честь римской богини Майи), Junius (по имени богини Юноны), Quintilis (лат. «пятый»), Sextilis (лат. «шестой»), September (лат. «седьмой»), October (лат. «восьмой»), November (лат. «девятый»), December (лат. «десятый»).

Юлий Цезарь в 46 году до н.э., по совету египетского астронома Созигена, провёл коренную реформу календаря по образцу, принятому в Египте. Так появился Юлианский календарь. Начало года Цезарь перенёс на 1 января, так как с этого дня консулы вступали в должность и начинался римский хозяйственный год. Также устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 + 365 + 365 + 366 = 1461 день) с неравной продолжительностью 12-ти месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле, июне, сентябре и ноябре, 31 день — в январе, марте, мае, июле, августе, октябре и декабре, в феврале — 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года.
__________________________________________________________


Итак, с крещения Руси в 988 году и до 1492 года, как полагают исследователи, Новолетие на Руси начиналось с марта (как в Древнем Риме) или с сентября (как в Византии). С 1492 года преобладал сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский (во многом это связано с усилением гнёта христианства, где сентябрь принято считать началом нового календарного года богослужений – по византийским традициям).

Дело в том, что в 1492 году (который по славянскому летоисчислению был 7000 годом от сотворения мира) царь Иван III своим указом повелел перенести празднование начала нового года на 1 сентября, объединив его с церковным новым годом и со сроком сбора податей и оброка. Эти указом царь окончательно утвердил постановление Московского собора считать началом церковного и гражданского нового года именно 1 сентября – как в Византии.

До сих пор РПЦ празднует начало индикта, или церковного Новолетия, 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому стилю). Решение начинать Новый год 1 сентября было принято на I Вселенском соборе в Никее в 325 г. Считается, что это было сделано в память о том, что с 1 сентября 312 (313) г. византийский император Константин Великий даровал христианам полную свободу исповедовать свою веру. На самом же деле причина такого установления церковного нового года была значительно более прозаичной. Просто в Римской империи (правопреемницей которой стала Византия) начало индикта было началом финансового года: первоначально индиктом обозначался финансовый год, период сбора налогов. Сам индикт – это одна пятнадцатая часть индиктиона – 15-летнего промежутка времени. Первоначально понятие индиктион означало чрезвычайный налог на зерно.

Так финансовая и налоговая система Римской империи повлияла и на церковную систему. Официальное византийское летоисчисление по индиктионам начиналось с 1 сентября 312 года – в тот же год, что византийский император Константин даровал христианам полную свободу вероисповедания. Индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Из Византии на Русь пришла традиция называть Новолетие началом индикта. Однако в народе, само собой, Новолетие никто так не называл: было же своё, родное и понятное русское слово.

До конца XVII века оба Новолетия (мартовское и сентябрьское) существовали параллельно, но в народе всё же преобладал мартовский стиль (видимо, из двух зол народ выбрал меньшее: 1 марта – конечно, не Весеннее Равноденствие, но всё же логичнее отмечать Новолетие перед приходом Весны (когда всё в Природе начинает возрождаться), а не перед приходом Осени (когда Природа начинает засыпать)).

Затем Пётр I своим указом от 19 (29) декабря 1699 года приказал началом года считать 1 января. Этим указом древнерусское летоисчисление «от сотворения мира» царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. Так 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова, вычеркнув из истории Руси 5508 лет. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с Новым Годом, а не с Новолетием, как было принято ранее. Русь стала праздновать Новый Год 1 января, как и в других странах Европы – но, в отличие от европейских стран, по Юлианскому календарю (а в католической Европе уже жили по Григорианскому – более совершенному).

____________________________________________________________

Историческая справка. Юлианский и Григорианский календарь

Как мы уже знаем, Юлианский календарь был разработан группой египетских астрономов во главе с Созигеном. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого он и был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н.э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н.э. избранные комициями консулы вступали в должность.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевскую Русь он пришёл вместе с насильственной христианизацией и был известен под названием «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона». Юлианский календарь в современной России обычно называют «старым стилем».

Однако астрономы Юлия Цезаря неточно определили длительность тропического года (это период между двумя весенними равноденствиями: 365 дней 5 часов 48 минут и 45 с половиной секунд). Продолжительность года в Юлианском календаре составляет 365 1/4 дней, что на 11 с небольшим минут больше, чем длина солнечного («тропического») года, и каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого в Юлианском календаре происходили смещения дат Весеннего равноденствия, что было крайне неудобно для христианизированных стран: ведь по христианским канонам, дата Пасхи (главного христианского праздника) привязана к дате Весеннего Равноденствия. Для расчёта дня Пасхи в Юлианском календаре дата Весеннего Равноденствия условно принята 21 марта, но в XVI веке весеннее равноденствие происходило примерно на десять дней раньше.

В 1582 году папа Григорий XIII издал постановление о реформе календаря – так появился Григорианский календарь. В новом календаре уменьшили количество високосных лет (с 29-м днём в феврале): високосными остались те года, которые оканчиваются на два нуля и которые можно без остатка разделить на 4 – например, 1600 год или 2400 год. Также применили новую формулу для определения дня Пасхи. Для возврата весеннего равноденствия на 21 марта было пропущено 10 дней, и в 1582 году следующий после 4 октября день был объявлен 15 октября.

С Григорианским календарем смещения календарного года по отношению к тропическому не происходит. В современной России принято называть его «новым стилем». Разница между датами Юлианского и Григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

При пересчете дат со старого (Юлианского) на новый (Григорианский) стиль:

С 5 октября 1582 года по 28 февраля 1700 года – добавляется 10 дней

С 1 марта 1700 года по 28 февраля 1800 года – +11 дней

С 1 марта 1800 года по 28 февраля 1900 года – +12 дней

С 1 марта 1900 года по 28 февраля 2100 года – +13 дней

С 1 марта 2100 года по 28 февраля 2200 года – +14 дней.

____________________________________________________________


Новолетие в разных культурах


Если мы посмотрим на традиции празднования Нового Года в разных культурах (от Таджикистана и Киргизии до Вьетнама и Китая), то выяснится, что большинство народных праздников Новолетия (начала года) привязано или ко Дню Зимнего Солнцестояния (21-22 декабря), или ко Дню Весеннего Равноденствия (19-21 марта): https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_год 

Исключение составляет лишь еврейская традиция: по ней Новый год как раз выпадает на сентябрь, иногда – на начало октября (он привязан к новолунию).

Почему же в христианской Византии ещё на I Вселенском соборе в 325 г. было принято решение считать началом церковного года именно 1 сентября?

И почему большинство стран современного мира празднует официальный, гражданский Новый Год 1 января, по Григорианскому календарю?

Попробуем разобраться.

 

Что празднуют 1 сентября?

Почему же в Византии возникла традиция считать началом церковного года (индикта) 1 сентября? А затем вместе с христианством эта традиция была насильственно введена на Руси.

Дело в том, что в Римской империи (правопреемницей которой стала Византия) начало индикта было началом финансового года: индиктом обозначался финансовый год, период сбора налогов. Индиктион (от лат. indiction — «объявление») первоначально означал чрезвычайный налог на зерно. Император Диоклетиан превратил его в 297—298 году в ежегодную подать, размер которой определялся один раз в пять лет, на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет.

Так финансовая система Римской империи повлияла и на церковную систему: возможно, властям так было удобнее собирать налоги с церквей, которые представляли собой «государство в государстве».

Но откуда взялась сама мысль считать началом нового финансового и церковного года именно 1 сентября? По Римскому календарю, началом года было 1 марта, по Юлианскому – 1 января. В сентябре Новый Год празднуют только евреи:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рош_Ха-Шана 

Рош Ха-Шана (букв. «голова года») — еврейский Новый год, который празднуют два дня подряд в новолуние осеннего месяца тишрей (тишри) по еврейскому календарю (приходится на сентябрь или начало октября – в зависимости от года). С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года.

Таким образом, корни традиции встречать Новый Год осенью уходят на Ближний Восток.

 

Что празднуют 1 января?

1 января – дата празднования Нового Года по Юлианскому календарю, созданному Юлием Цезарем в 46 году до н.э. по египетскому образцу. Позднее (1582 году) Юлианский календарь был усовершенствован по повелению Папы Римского Григория XIII и навязан всем странам, исповедующим католицизм, как Григорианский (подробнее – здесь).

В результате нынче большинство стран празднуют официальное начало Нового Года именно 1 января (в отличие от народных праздников Новолетия, привязанных к астрономическим событиям: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_год).

Эта дата начала Нового года была введена вместе с Юлианским календарём. Юлий Цезарь в 46 году до н.э., по совету египетского астронома Созигена, провёл коренную реформу календаря по образцу, принятому в Египте. Значит, корни этой традиции ведут на Ближний Восток? Да, это так. Не стоит забывать, что Ближний Восток является колыбелью авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама). Чтобы разобраться с особой датой «1 января», нужно вспомнить об одной иудейской традиции.

Чтобы понять, что люди празднуют 1 января, стоит вспомнить о Рождестве, отмечаемом христианами за 8 дней до этого – 25 декабря. О дате рождения Христа нет никаких исторических данных, а решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря (в славянский праздник Коляды – на третьи сутки после Зимнего Солнцестояния) было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе лишь в 431 году. Проще говоря, христианское духовенство предпочло подмять под свою религию то, что не смогло искоренить силой – так рождение славянского бога Коляды (Солнца) и Христа стали праздновать в один день.

А через 8 дней, 1 января (в Новый Год по Григорианскому календарю) большинство людей празднует «традиционный великий христианский праздник» под названием «Обрезание Христово» – это один из главных праздников Церковного года:

http://www.pravoslavie.ru/6889.html 

http://www.pravoslavie.ru/28942.html 

«Обрезание (евр. бритмила; греч. перитомэ) – ветхозаветное обрядовое установление, которое состояло в отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении (с 25 декабря до 1 января – ровно 8 дней). Совершать его повелел Господь Аврааму и всем его потомкам по плоти: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17: 10-11). Повеление это было повторено Моисею (Исх. 12:44; Лев.12:3). Печатью этого знамения служило имя, которое давалось в этот же день.

Христос, будучи по плоти потомком Авраама, был обрезан на 8-й день и назван  Иисусом – именем, которое было предвозвещено Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил тайну воплощения и рождения от Нее Сына Божия (Лк. 1:31;2:21). В воспоминание этого священного события св. Церковь с древних времен установила один из великих праздников – Обрезание Господне (1/14 января)».


Выводы делать только вам…

______________________________________________________________

 

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_год 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Юлианский_календарь 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Римский_календарь 

Категория: Мироправцы | Добавил: Жар-Птица (10.05.2017)
Просмотров: 1397 | Теги: славяне, календарь, русь, летоисчисление, Кологод, мироправцы, Праздники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0