И снова – о бывшей Югославии. Небольшой экскурс в историю, который предельно чётко показывает, насколько нынешняя ситуация в Новороссии напоминает ситуацию, сложившуюся 20 лет назад в Сербской Краине, преданной режимом Милошевича.
Присмотритесь к этим фактам: небольшая часть отдельной страны провозглашает свою независимость в ответ на нацистскую политику правительства этой страны. В результате она получает полноценную гражданскую войну: правительство направляет туда войска, а также отряды наёмников и оружие из «дружественных» западных стран. Международные организации, призванные защищать права человека, при этом бездействуют.
Это ли не калька ситуации в Новороссии? Но и это ещё не всё!
Сербы из Сербской Краины стремились в Сербию – точно так же, как русские из Новороссии стремятся в Россию. Точно так же Хорватия и Украина не хотят их «отпускать» – то есть терять часть земель. А Сербия и Россия, вначале оказывавшие поддержку своим собратьям, постепенно и планомерно сводят свою помощь «на нет» и упорно заявляют, что они «не ведут никакую войну». Если прибавить к этому управляемые Белградом и Москвой режимы в мятежных республиках, которые активно содействует успешному проведению «слива», то ситуация вырисовывается крайне плачевная.
Неужели и в Новороссии дело дойдёт до своей операции «Олуя», спланированной Западом и осуществлённой руками славян? Неужели украинская армия при поддержке западных покровителей уничтожит или обречёт на бегство население Донбасса – при полном бездействии России?
Или же проснётся наконец грозный и могучий русский дух в самой России – и мы встанем на защиту своего Отечества?..
История ничему не учит — и поэтому повторяется снова и снова. Сегодня один из острейших аспектов российской политики: «сольет» режим Путина Новороссию или нет?
Отдельная тема, каким может быть этот «слив». Cамый радикальный вариант сдачи Новороссии — это то, что произошло ровно двадцать лет назад с Сербской Краиной.
Двадцать лет назад в той же ситуации, что сегодня Новороссия и режим Путина, оказались республика Сербская Краина и режим Милошевича в Сербии. И действия последнего очень напоминают нынешние петляния Путина.
Сербы-краишники — так называют сербов, проживающих на территории нынешней Хорватии. Краишники впервые оказались под властью хорватов в период Второй мировой. В 1941-м на части территории разгромленного королевства Югославия немцы и итальянцы организовали независимое государство Хорватия — режим фашистов-усташей.
Усташи использовали флаг, который назывался «шаховница». Когда Югославия перешла под власть коммунистов Тито, Иосип Броз оставил краишников в составе социалистической республики Хорватия.
В 1990-м хорватские националисты под руководством Франьо Туджмана, пришедшие к власти в республике, возвращают символику усташей. Это происходит в июне. Над государственными учреждениями поднята «шаховница». Новые усташи проводят откровенно антисербскую политику.
В августе краишники заявляют о своем намерении провести референдум по вопросу автономии — чтобы стать автономной областью в составе Хорватии. 17 августа хорваты отправляют свои военные формирования на город Книн — неформальную столицу сербов-краишников. Этот день считается началом войны Хорватии против Сербской Краины.
Независимая республика Сербская Краина была провозглашена в декабре 1991-го — на её территории проживало около полумиллиона человек, 91% из них — краишники. К тому времени уже несколько месяцев подряд продолжался террор усташей против сербского населения в городах Хорватии.
Одновременно режим Слободана Милошевича пытается вмешаться в дела Краины. Милошевич предпринимает усилия, чтобы разоружить краинских сербов. Сербская регулярная армия выходит с территории Краины и Хорватии. В мае 1992-го она полностью выведена. Краишники предоставлены сами себе.
У них остается значительное количество вооружений бывшей Югославской Народной Армии, но они качественно и количественно уступают хорватским силам — силы краишников в большей степени являются ополчением, чем профессиональной армией. Войско Сербской Краины за все время войны не превышало 50 тысяч бойцов (в пропагандистских целях сербы преувеличивали свою численность), чаще всего их силы оцениваются в 30 тысяч.
Силы усташей достигали 200 тысяч бойцов различных вооруженных формирований. На стороне Хорватии воевали подразделения наемников из Западной Европы и США, очень много голландцев и немцев. Франьо Туджман был настроен вести войну до победного конца — до полного уничтожения или изгнания сербов.
Слободан Милошевич, на которого надеялись краишники, уже заявил, что «Сербия не воюет». Его больше волнует снятие с Сербии санкций, наложенных Западной Европой и США.
Осенью 1994-го подготовкой военных Хорватии занимается военное ведомство США. Так же американцы предоставляют новым балканским партнерам данные со своих разведывательных спутников.
Оружие для Туджмана поступает из Германии, Австрии, Украины и Ирана. Силы ООН, введенные на территорию Сербской Краины, либо бездействуют, либо откровенно помогают хорватам.
В течение 1992, 1993 и 1994-го боевые действия на фронтах Сербской Краины не слишком интенсивны. Однако хорватам удается добиться некоторых результатов: отбить у краишников отдельные деревни и городки. На захваченных территориях проводится террор в отношении сербов.
Силы ООН не вмешиваются. Несколько солдат из числа «голубых касок», дислоцированных в сербских районах, заболевают странными болезнями. Канадские специалисты, проведя пробы воды и почв, установили, что усташами было использовано химическое оружие. ООН не реагирует на эти данные.
В марте 1995-го Туджман требует полного вывода «голубых касок» с территории Краины. Всех не выводят, но их численность значительно сокращается. Хорваты говорят о том, что необходимо соблюдать суверенитет и территориальную целостность Хорватии. Идет пропагандистская подготовка к массированному наступлению на Сербскую Краину.
В июне в хорватские порты поступают крупные партии оружия из США и Германии. В июле в Лондоне встречаются немецкий министр иностранных дел Клаус Кинкель, госсекретарь США Уоррен Кристофер и хорватский дипломат Миромир Зузуло.
На встрече они обсуждают план вторжения усташских сил в Краину — операция «Олуя». Хорватам обещано невмешательство со стороны Сербии, так как Милошевича очень волнует снятие европейских и американских санкций к октябрю, поэтому он не вступит в войну.
Сербская Краина продолжает надеяться на помощь из Белграда и Республики Сербской (государства, провозглашённого на территории Боснии и Герцеговины в 1992 году: населённые боснийскими сербами территории провозгласили независимость своей Республики Сербской в ответ на инициированный тогда же боснийцами-мусульманами выход Боснии и Герцеговины из состава Югославии), возглавляемой Радованом Караджичем. Караджич послушен Милошевичу. Впрочем, и руководство Краины послушно Милошевичу. Первый президент Краины Милан Бабич был снят со своего поста под давлением Белграда в 1992-м — из-за конфликта с правительством Сербии.
Следующий президент Горан Хаджич по сути назначен Белградом и легитимирован через местные выборы. В декабре 1993-го проводятся новые президентские выборы. Неуемный Бабич, по данным его штаба, побеждает уже в первом туре, набирает больше половины голосов избирателей.
Но Милошевич поддерживает бывшего министра обороны Краины Милана Мартича. Назначен второй тур. Во втором туре побеждает… конечно, Мартич. Он остается президентом до самого окончательного «слива». Он активно содействует успешному проведению «слива».
К началу августа хорваты стянули достаточные силы и приготовились к проведению операции «Олуя». Если интересны военные детали этой операции, то предлагаю обратиться к замечательной статье Ильи Плеханова «Падение Сербской Краины. Уроки предательства».
Республика была полностью зачищена в течение пяти дней. За два дня до начала «Олуя» руководство республики удрало из Книна, столицы. Когда хорваты пошли в наступление, Мартич отдает военным приказ об отходе и эвакуации гражданского населения. Армии Сербии и Республики Сербской, которые должны защищать Сербскую Краину в соответствии с официальными договоренностями, не вмешиваются.
Почти все полумиллионное население Краины бежало из республики. На территории, захваченной хорватами, осталось не более 5 тысяч мирных жителей. Несколько тысяч (до 14 тысяч человек) гражданских краишников были убиты в ходе «Олуя». Потери военных формирований Сербской Краины — около 700 бойцов. Это была самая масштабная операция в Европе после Второй мировой войны. И самый массовый исход беженцев.
Санкции с Сербии, несмотря на «слив», сняты не были. Милошевич сдает Республику Сербскую, соглашается, что она должна стать частью единой Боснии. Санкции все равно не сняты.
В 1996-м в Белграде происходит первая попытка «оранжевой революции». Но Милошевич удерживает власть. В 1997-м начинается война уже на территории Сербии — в автономном крае Косово. Милошевич теряет и Косово. Сербию бомбит авиация НАТО. В 2000-м надоевшего уже всем Милошевича — и левым, и правым, и националистам-четникам, и западникам-демократам, — свергает «цветная революция». Затем тюрьма в Гааге, трибунал. Милошевич то ли умирает, то ли убит в тюремной камере.
Не менее интересна судьба тех, кто помогал президенту Сербии «сливать» Сербскую Краину — пробелградское руководство республики. Оставшись без покровительства Слободана Милошевича, жившие в Сербии Милан Мартич и бывший начальник Генерального штаба краишников Миле Мркшич (был назначен на свой пост Белградом, что-то вроде нынешних военных советников из России в штабах Новороссии; Мркшич занимался переформатированием армии краишников, в результате довел ее до развала), решили добровольно сдаться Гаагскому трибуналу. Сами купили себе билеты на рейсовый самолет из Белграда в Голландию и полетели. Трибунал приговорил Мартича к 35 годам тюрьмы — сейчас он сидит в эстонском Тарту. Мркшич получил 20 лет.
Горан Хаджич, один из президентов Сербской Краины, назначенных Белградом, оказался смелее. Он скрывался от Гаагского трибунала аж до 2011 года. Но был пойман сербской полицией и выдан в Голландию. Суд над Хаджичем еще не закончен.
Источники:
http://rabkor.ru/columns/edu/2015/07/28/serbian-krajina/
http://rusnext.ru/news/1438147591
|