УРА - тайны славянской культуры

Суббота, 27.04.2024, 22:51

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Кологод. Славянские праздники

День Живы у славян – 1 мая (день Майи, Живин день)

С точки зрения славянского Кологода начало мая – это середина астрономической Весны (которая наступает сразу после Весеннего Равноденствия – когда День становится длиннее Ночи). Середина Весны – это её расцвет, знаменующий собой поворот на Лето (в народе это время называлось встречей (сречей) Весны и Лета). Астрономическое Лето наступит в День Летнего Солнцеворота в 2019 году это случится 21 июня: в этот день Солнце поднимется на максимальную высоту в году, после чего его высота начнёт с каждым днём убывать, а вместе с ней будет становиться короче и световой день.

1 мая – древний праздник пробуждения Земли для взращивания нового урожая, праздник Расцвета Весны. Майя – имя богини, которую в славянской мифологии чаще принято величать Живой. В честь богини Майи (которой поклонялись ещё в Древней Греции) был назван римский месяц Май. В древней Италии богиня Майя (Майеста) была покровительницей плодоносной земли. Английское “majesty” («величество») произошло от латинского “majestas” – «величие, достоинство», а это слово одного корня с именем Майи-Майесты. Майя или Майеста означает «могучая», «великая» (древнеславянский корень «мог-мож» в латинском языке слегка исказился в «maj-май»).

Богиня Жива (Майя) – олицетворение плодоносной силы Природы. Это богиня весеннего Возрождения и Плодородия – новой Жизни, расцветающей весенней порой. Начало мая – это середина Весны, когда Жива (энергия Жизни) окончательно вступает в свои права (а возвращается из Прави после Зимы она в День Весеннего Равноденствия, как считается в народе).

После Весеннего Равноденствия День становится длиннее Ночи и продолжает расти. И к началу мая (к середине Весны) пробудившаяся Жива-Майя уже набирает силы: Земля окончательно оЖИВает, напитывается энергией Солнца (которое с каждым днём поднимается всё выше над горизонтом), расцветают цветы, над ними кружат пчёлы, всё вокруг приходит в движение и наполняется Жизнью, а пробудившаяся Земля готова принять семена, дабы одарить людей новым урожаем. Недаром Живу-Майю часто изображают с рогом изобилия в руках.

У разных славянских народов богиню Плодородия и Весеннего Возрождения величали по-разному: Жива, Майя, Злата Майя, Майя Златогорка, Майя Златовласка.

Богини, подобные славянской Живе-Майе, существовали во многих древних культурах. Нередко каждая из богинь имела по несколько имён: у греков – Майя, Гинекея, у римлян – Майя-Майеста, Бона Дея, Фавна-Фауна, у ацтеков – Майяуэль, в Беотии – Семела, в Испании – Кибела и т.п. Все они олицетворяли расцвет Весны, плодородие и материнство, а их неизменным символом являлся рог изобилия.

 

Жива является зеркальной противоположностью Мары (её святодень – 1 ноября, через полгода (половина Коло) после дня Живы). Имена этих богинь настолько понятны любому славянину, что суть энергий, которые они олицетворяют, очевидна: Жива (ЖВ) даёт Жизнь, Мара – Смерть (МР) и Перерождение (вечную Жизнь). Самую точную аналогию здесь можно провести с Живой и Мёртвой водой в русских народных сказках: возвращая к жизни героя, его сначала обливают Мёртвой водой (это символизирует очищение, отмирание отжившего – энергии Мары), а затем – Живой водой (это означает наполнение Жизнью – энергии Живы).

 

Чародейную ночь с 30 апреля на 1 мая нередко называют Живина ночь (иногда – Велесова ночь, т.к. Велес олицетворяет связь Яви с Навью). Считается, что в эту ночь Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави (мира духов) до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. У многих славянских народов в ночь накануне дня Живы принято поминать предков у костра, разделяя с ними трапезу и прося у них совета и помощи (т.к. врата Междумирья в это время приоткрыты): в народе этот обряд именуется Весенние Деды или Радуница (Родоница).

В сам Живин день у славян принято разжигать костры (на полянах, холмах, вдоль рек), прыгать через них в знак очищения, купаться (даже окунаться с головой). В славянской традиции считается, что 1 мая врата Междумирья закрываются, и Явь перестаёт «смешиваться» с потусторонними мирами.

С сакральной точки зрения это Расцвет Весны и Пробуждение Земли. Для славян это начало активного земледельческого сезона. Начиная с 1 мая у славян издревле было принято совершать обережные обряды Пробуждения Земли (например, День Земли (обычно справляется 10 мая), когда пробудившаяся Земля чествуется как именинница, и её нельзя пахать). Также начало мая – это время Красной Горки: молодёжных гуляний и веселья, когда происходит знакомство парней и девушек, выбор суженых, сватовство и свадьбы (обычно Красную горку справляют примерно до 10 мая).

 

Во многих странах Западной Европы в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечается праздник Весны, восходящий к дохристианским традициям. В Финляндии праздник называется «Vappu» («первый день мая», «праздник плодородия», «праздник сева»), во Франции – «Nuit des Sorcières» («ночь ведьм»), в Чехии – «Pálení čarodějnic» («Ведьмин костёр»), «Chódotypalenje» («Жечь костёр»).

В регионах, населённых славянами-кельтами, подобный праздник в начале мая также существовал, но назывался Белтейн (Bealtaine), Болтана (Bawl-tuh-nuh) или Галан-Май (он был особенно популярен в Ирландии и Шотландии). Месяц май назывался «Bealtaine» в ирландском, шотландском и других гэльских языках. В древнеирландском языке «tene» – это «огонь», корень «bel-» означает «сияющий» и связан с именем кельтского бога Солнца и плодородия Бела (Белена, Беленуса). Таким образом, название праздника можно перевести как «Сияющий Огонь» или «Огонь Бела».

В некоторых европейских странах на 1 мая принято водить хоровод вокруг Майского древа (Майского шеста). Это дерево или высокий столб с венком на верхушке, обычно украшенный разноцветными лентами, который по традиции устанавливается ежегодно к 1 мая (после христианизации чаще на Троицу или Иванов день) на площадях в деревнях и городах Германии, Австрии, Англии, Литвы, Польши, Белоруссии, Чехии, Словакии, России, Скандинавии и других европейских стран. Это древо – символ жизни, пробуждения Природы, воплощение силы роста, плодородия и здоровья. Зачастую обрядовое оплетение Майского древа лентами выполняется незамужними девушками и неженатыми парнями: они становятся вокруг древа с чередованием «парень-девушка» и двигаются по кругу, в нужный момент обходя друг друга для переплетения лент. При этом направление спирали установлено чётко: сверху вниз слева направо.

 

Поговорим подробнее о богине Живе-Майе, о Весенних Дедах и поминовении предков, о Дне Живы, о сакральной сути этих праздников и их истории у разных народов Земли.


 

Чередование Созидания и Разрушения в Природе

 

Жива является зеркальной противоположностью Мары (её святодень – 1 ноября, через полгода (половина Коло) после дня Живы). Имена этих богинь настолько понятны любому славянину, что суть энергий, которые они олицетворяют, очевидна: Жива (ЖВ) даёт Жизнь, Мара – Смерть (МР) и Перерождение (вечную Жизнь). Самую точную аналогию здесь можно провести с Живой и Мёртвой водой в русских народных сказках: возвращая к жизни героя, его сначала обливают Мёртвой водой (это символизирует очищение, отмирание отжившего – энергии Мары), а затем – Живой водой (это означает наполнение Жизнью – энергии Живы).

Жива и Мара, как вдох и выдох, являются зеркальными противоположностями, которые вместе образуют единое целое – полноценный цикл Жизни (Разрушение старого и Созидание нового). Недаром дни почитания этих богинь находятся на противоположных точках славянского Колеса Года: Живу чествуют 1 мая, а Мару – 1 ноября (между этими праздниками ровно полгода – половина Коло).

Это один из неизменных Законов Вселенной, проявленных в Природе: так одна половина Славянского Кологода (годового цикла) направлена на Созидание и Наполнение, а другая – на Разрушение и Очищение. Созидание начинается с приходом Весны (с Весенним Равноденствием – 20-23 марта, после которого День становится длиннее Ночи, Природа пробуждается после зимнего сна) и заканчивается с приходом Осени (с Осенним Равноденствием – 20-23 сентября, после которого Ночь становится длиннее Дня, Природа готовится ко сну). Затем наступает полугодовое Разрушение отжившего вплоть до нового Весеннего Равноденствия (без этого невозможно возрождение Жизни в новом круге Кологода). Именно такое ПРАВильное разрушение (исполненное по Прави) и можно назвать Очищением.

Чередование Разрушения старого, отжившего и Созидания нового, животворящего и обеспечивает нам ЖИЗНЬ и ЛАД (равновесие, гармонию). Здесь можно провести аналогию с восточным восприятием непрерывного перерождения Света (Созидания) и Тьмы (Разрушения): Тьма порождает Свет, Свет порождает Тьму. Как на изображении Инь-Ян:

Это гармоничная картина Жизни – Лад (Естественное Равновесие).
 


 

Культ Майской Богини в разных странах

 

Во многих древних культурах существовали богини, подобные славянской Живе-Майе. Все они олицетворяли расцвет Весны, плодородие и материнство, а их неизменным символом являлся рог изобилия. В некоторых культурах у богини было несколько имён, отражающих её различные лики-ипостаси (у греков – Майя, Гинекея, у римлян – Майя-Майеста, Бона Дея, Фавна-Фауна и т.п.).

В славянской мифологии Жива, Майя, Злата Майя, она же Майя-Златогорка, Майя-Златовласка – богиня Расцвета Весны, плодородия, покровительствовала материнству и семейному благополучию. Также в народных преданиях сохранился образ Майи-Златогорки как могучей воительницы (девы-поляницы – сражавшейся на поле брани), рождённой из лучей золотистых звезд. Здесь мы видим связь с образом Громницы-Перуницы (которую славяне чтут 2 февраля). Также легенды чествуют Майю как искусную мастерицу: «шила первый узор – Солнце красное, а второй узор – светлый Месяц, шила третий узор – то звезды частые». Ее священное растение – звездный цветок астра.

В греческой мифологии Майя – богиня Весны, горная нимфа, греки величали её матушкой, кормилицей (так переводится её греческое имя «Μαῖα»). Согласно греческим мифам, Майя – дочь Атланта, старшая и красивейшая из семи сестер-Плеяд, мать Гермеса, позднее превращенная Зевсом в звезду. Звезда Майя находится в созвездии Тельца и видна невооруженным глазом. Это бело-голубой гигант, излучающий в 660 раз больше энергии, чем наше Солнце – желтый карлик.

В древней Италии Майя (Майеста) была богиней-покровительницей плодоносной земли. Майеста значит «могучая», «великая»: «Your Majesty» – ваше величество – так обращаются британцы к своей королеве. Английское “majesty” произошло от латинского “majestas” – «величие, достоинство», а это слово одного корня с именем Майи-Майесты. Римляне почитали богиню Майю и назвали в ее честь месяц, на начало которого приходились ее празднества.

Интересно, что в другом полушарии, у ацтеков, богиня плодородия носила похожее имя – Майяуэль. А соседями ацтеков был народ майя, создавший не менее развитую цивилизацию. В Мексике и Гватемале и сейчас живут индейцы, считающие себя потомками майя.

Благая Богиня, часто Добрая богиня (лат. «Bona Dea» – дословно «хорошая, добрая богиня»), иногда Фавна (Фауна) или Фавния – в римской мифологии богиня плодородия, здоровья и невинности, богиня женщин. Богиня считалась дочерью бога Фавна, была вечной девственницей, ассоциировалась с женским плодородием и невинностью. Служить её культу позволялось только женщинам. Днём её пробуждения считалось 1 мая, а в ночь с 1 на 2 декабря её укладывали спать. В римской Благой Богине сочетаются черты славянских богинь Живы (олицетворяющей расцвет Весны и плодородие) и Лели-Весты (олицетворяющей начало Весны, юность, невинность и прорицание (Веста – вещая, вестница Богов)).

У греков богиню женщин обычно звали Гинекея, однако Корнелий Ливий называет её Майя (здесь прослеживается связь между культом плодородия и женского начала). В Беотии богиню Майю сопоставляли с Семелой, испанские племена звали её Кибелой. Во всех языческих религиях эта богиня изображалась с рогом изобилия в руках и являлась покровительницей женщин и плодородия.



Чародейная ночь на 1 мая: Весенние Деды и Радуница

 

Живина ночь (иногда её называют Велесова ночь) – чародейная ночь с 30 апреля на 1 мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави (мира духов) до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь (земной мир).

Считается, что в ночь на 1 мая открыты врата Междумирья, и предки приходят к поминальному костру, чтобы погреться и защитить потомков. Обычно в ночь с 30 апреля на 1 мая славяне справляют поминальный праздник Весенние Деды (Вешние Деды), который также называют Радуница (Родоница).

В эту ночь открываются Древние Дороги – Пути Богов. В эту ночь духи леса выходят из глухих чащоб и заповедных урочищ на белый свет. В эту ночь те, кто сохранил связь со своим Родом, может получить благословение у душ умерших предков и испросить у них совета.

 

Весенние Деды или Радуница-Родоница – это время почитания и радости за предков. Недаром название Радуница происходит от слова «радость», а Родоница – от слова «Род». В это время славяне справляют тризны по предкам – своим ушедшим сородичам, прославляя преемственность Рода. Этот поминальный обряд может спасти от забвения своих корней, что влечёт к бездуховности и потере нравственности. Основа обряда – это поминовение предков и разделение с ними трапезы.

По традиции, вечером 30 апреля (перед наступлением темноты) каждая славянская семья разжигала поминальный костёр в память о предках. Считается, что в это сакральное время прилетевшие к костру души предков становятся в обережный круг и защищают своих потомков, живущих в Яви (земном мире). Часто предкам подносили праздничное угощение, кладя в огонь часть специально испечённого хлеба или пирога, от которого после этого брали кусок все члены семьи. Иногда возле костра проводились обрядовые воинские бои: воины «боряхуся по мертвецы», дабы Предки радовались их удали и силе.

Согласно народным верованиям, в ночь на 1 мая души предков первый раз в году навещают своих потомков, живущих в Яви (считается, что они возвращаются из Пресветлого Ирия, куда улетели на зиму 1 ноября – в предыдущий Марин День). По одной из версий, Ирий – это высшая часть Нави, куда попадают души предков, пока не достигшие высот Прави, но уже довольно развитые, по другой версии – это часть самой Прави, где обитают самые высокоразвитые наши предки, сумевшие слиться с высокими энергиями Вселенной.

Дни поминовения предков свято чтились у славян. Перед празднеством проводили очищение: убирали в доме, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков.

По древней славянской традиции, с наступлением темноты на улицу выставлялась тарелка с угощением для душ умерших. На подоконник ставилась свеча, она указывала (как маяк) путь душам предков, которые готовы прийти и помочь.

Накрывали праздничный стол, где хозяева дома перед трапезой рекли специальное слово («Деды, приходите, с нами пейте, едите…»), и приглашали всех предков на ужин. В доме открывались все двери, чтобы предки могли заходить и садиться за стол. Перед тем как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов.

Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого Рода. Во время праздничного ужина позволялось говорить только о предках – их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался – воспоминанием об умерших совсем недавно.

По завершению празднования хозяева провожали Дедов со словами: «Прощайте, Деды, идите, с собой (беду, болезнь, и т.п.) заберите, нас долго ждите…».

 

Этот языческий обычай поминовения предков в особые дни был перенят и искажён христианством. В «православном» христианстве поминовение предков с посещением их могил привязано к Троице (50-й день после Пасхи) или к Фоминой неделе (это неделя, следующая за Пасхой). В эпоху Двоеверия (после насильственной христианизации Руси) родственники умерших отправлялись на кладбище, где поп служил панихиду, после окончания которой на могиле устраивалось угощение, во время коего усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу с живыми. Мы видим, что смысл обряда (поминовение предков и разделение с ними трапезы) сохранился, однако данный обряд устраивался не у поминального костра и не за торжественным ужином, а прямо на кладбище после церковной панихиды.

Однако в Ведической Руси не было кладбищ: умерших людей сжигали на костре, который назывался «Крода» (ведущая к Роду). Так отжившая свой век плоть, сгорая на священном костре Кроде, освобождает Душу умершего человека, а огонь помогает ей перенестись «к Роду» (к предкам), дабы Душа могла скорее переРОДиться в новом качестве (пройти через Навь и вновь воплотиться в Яви (земном мире) или же слиться с высокими энергиями Вселенной и уйти в Правь – выйти за пределы земного цикла перевоплощения).

 

Отметим, что поклонники тёмных сил используют чародейную ночь на 1 мая в своих целях: через открытые врата Междумирья они призывают тёмных сущностей, приносят им жертвы и заручаются их поддержкой.

Также в эту ночь во многих странах принято «изгонять ведьм»: это искажённый христианством древний языческий праздник (как и популярный Хэллоуин). В европейских деревнях в Вальпургиеву ночь (в католицизме ночь на 1 мая посвящена святой Вальпургии) проводилась церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, и совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола и т.п.

Власти советской России неслучайно ввели в календарь праздник «1 мая» с широкими народными демонстрациями. В этот день в Природе открываются особые энергетические каналы, а народные массы, проходя мимо трибун властителей и приветствуя их, передают им большое количество природной Энергии.


 

День Живы у славян – 1 мая. Праздники начала мая

 

В славянской традиции считается, что 1 мая врата Междумирья закрываются, и Явь перестаёт «смешиваться» с потусторонними мирами, обретая привычную упорядоченность. В этот день славяне традиционно очищались огнём костра и проточной водой, водили хороводы вокруг Майского древа, проводили молодёжные гуляния, радовались Расцвету Весны, воплощением которого является Жива-Майя. У разных славянских народов богиню Плодородия и Весеннего Возрождения величали по-разному: Жива, Майя, Злата Майя, Майя Златогорка, Майя Златовласка.

В знак почитания богини Живы-Майи древние славяне устраивали в её честь особый праздник. В лесах, на лугах и полях организовывались широкие гуляния, дабы поблагодарить прекрасную богиню – покровительницу всего молодого и живого. Было принято водить хороводы, купаться (даже окунаться с головой), разжигать костры (на полянах, холмах, вдоль рек). По обычаю все желающие прыгали через костёр, дабы с помощью огня очиститься от наваждений после утомительной зимы. В народе по этому поводу говорили: «Кто прыгнет высОко – у того и смерть далёко».

Женщины нередко вооружались мётлами и совершали обрядовую пляску вокруг костра, водили хороводы и пели песни – тем самым они очищали место от нечисти. Позднее, после насильственной христианизации славянских стран, этот обряд был демонизирован церковниками и представлен как «шабаш ведьм».

 

Во многих славянских странах на 1 мая до сих пор ставят Майское древо.
Майское древо или Майский шест (лат. Arbor majalis, англ. Maypole, нем. Maibaum, чеш. Máje, польск. Drzewko majowe, белор. Май) – это дерево или высокий столб с венком на верхушке, обычно украшенный разноцветными лентами, который по традиции устанавливается ежегодно к 1 мая (после христианизации чаще на Троицу или Иванов день) на площадях в деревнях и городах Германии, Австрии, Англии, Литвы, Польши, Белоруссии, Чехии, Словакии, России, Скандинавии и других европейских стран. Это древо – символ жизни, пробуждения Природы, воплощение силы роста, плодородия и здоровья, а также символ Оси Мира, вокруг которой вращается круговорот Жизни. Вокруг него неизменно водят хороводы, которые начинаются с оплетения столба лентами. Зачастую обрядовое оплетение столба лентами выполняется незамужними девушками и неженатыми парнями. Подробнее о традиции Майского древа мы поговорим чуть ниже.


На фотографии – Майское древо (шест) в Западной Европе.

 

1 мая – это начало активного земледельческого сезона. Начиная с 1 мая у славян издревле было принято совершать обережные обряды Пробуждения Земли, приносящие плодородие, силу и здоровье. Для этого проводились в том числе Зеленые праздники (связанные с целебными травами). Для подготовки к ним женщины на рассвете идут в лес, чтобы заготовить лекарственные травы и произвести женские обряды, направленные на плодородие и благодарность Природе за её щедрые дары. В эти дни люди рвут душицу, чабрец, полынь, аир, украшают душистым зельем светлицы – лавки, стены, подоконники, аиром же присыпают пол. Веточками клена, липы, ясеня традиционно украшают подворье, ворота, плетни, хлев, дверные косяки дома и крышу. Тропинку, которая ведет от дороги к порогу, украшают высокими ветками.

10 мая многие славяне празднуют День Земли (Вешнее Макошье). Это святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна «Мать Сыра Земля» чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи.

 

На начало мая (время Живы) приходится важный период жизни славян – Красная Горка (обычно её справляли примерно до 10 мая). Недаром одно из имён богини Живы-Майи – Майя Златогорка – перекликается с этим названием. Красная Горка – это время молодёжных гуляний, игр, веселья, хороводов, символизирующее знакомство парней и девушек (негласные «смотрины», когда юноши и девушки присматривались друг к другу). На гуляниях девушки и парни знакомились, выбирали себе суженых и в игровой, шутливой форме выказывали свою симпатию.

Зачастую Красная Горка начиналась 1 мая с гуляний вокруг Майского древа: ведь обрядовое оплетение древа лентами выполняется незамужними девушками и неженатыми парнями: они становятся вокруг древа с чередованием «парень-девушка» и двигаются по кругу, в нужный момент обходя друг друга для переплетения лент.

На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды, девушки вплетали в волосы яркие ленты, украшали причёску живыми цветами. В эти дни часто справляли свадьбы и шло усиленное сватовство.

Нередко юноши показывали свои серьёзные намерения так: выкапывали молодое деревце, украшали его яркими лентами и сажали перед дверью или перед окном особы, которой хотели воздать почести. Иногда парни устанавливали перед домом суженой веточку, воткнутую в землю и украшенную лентами. Это было проявлением глубокой привязанности и первым шагом к началу сватовства.

На праздничные игры приходили все незамужние девушки и все неженатые юноши. Считалось даже дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома (такое нежелание искать себе пару могло обернуться роком одиночества). Весельем на Красную Горку обычно заправляла девица, которую величали Ладой. На эту почётную роль выбирали девушку, которая была лучшим знатоком текстов песен и присказок, она руководила хороводами, запевала песни, помнила правила игр. Это было время задорного молодого веселья и надежд на встречу с сужеными.


 

Празднование 1 мая в разных странах

 

Во многих странах Западной Европы в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечается праздник Весны, восходящий к дохристианским традициям. В Финляндии этот праздник называется «Vappu» («первый день мая», «праздник плодородия», «праздник сева»), во Франции – «Nuit des Sorcières» («ночь ведьм»), в Чехии – «Pálení čarodějnic» («Ведьмин костёр»), н.-луж. «Chódotypalenje» («Жечь костёр»). В кельтских странах в это же время отмечался праздник «Галан-Май» или «Bealtaine» (Бел-тейн – «сияющий огонь» или «Огонь Бела» (кельтского бога Солнца и плодородия)). В некоторых германских землях, у англичан, чехов, словаков и литовцев 1-го мая принято водить хоровод вокруг Майского древа (шеста). Поговорим подробнее об упомянутых праздниках.

 

Белтейн (также Белтайн, Белтане, Бялтане, Бьялтана, др.-ирл. Bel(l)taine, ирл. Bealtaine или Bawl-tuh-nuh («Болтана»), гэльск. Bealltainn («Бьялтинн»), англ. Beltane) – кельтский праздник начала Лета, традиционно отмечаемый 1 мая. Отметим, что у кельтов год делился на две половины: Светлую («Лето») и Тёмную («Зиму», наступающую 1 ноября). Также Белтейн – это название месяца май в ирландском, шотландском и других гэльских языках.

Этимология названия праздника восходит к кельтскому огненно-солнечному культу. В древнеирландском языке «tene» – это «огонь», корень «bel-» означает «сияющий» и связан с именем кельтского бога Солнца и плодородия Бела (Белена, Беленуса). Таким образом, название праздника можно перевести как «Сияющий Огонь» или «Огонь Бела». Этому богу издревле приносили символические жертвы друиды, кельтские жрецы.

В Ирландии название праздника произносится как Bawl-tuh-nuh («Болтана»). Это слово обозначает как сам праздник, так и месяц май. В шотландском (гэльском) языке и праздник, и месяц май называются Bealltainn (произносится как «Бьялтинн»). В Англии и США название пишется как Beltane, произносится как «Белтейн».

В христианские времена этот языческий праздник был вытеснен церковными праздниками: близкой по дате Пасхой, праздником Святого Креста (Roodmas) и днем святой Вальпургии.

Языческий праздник Белтейн отмечался разжиганием костров на возвышенных местах. Участники праздника проходили между кострами или прыгали через них для ритуального очищения. Также между костров проводили скот для его очищения от зимних хворей и защиты в новом сезоне. Кельты вешали на дверь Майский Сук и сажали во дворе Майский Куст из ветвей рябины, который украшали наподобие современной новогодней ёлки. В древности эти праздничные ритуалы были связаны с обрядами друидов для защиты от тёмных сил. В странах и регионах, где часть населения составляют потомки кельтов, праздник отмечается до сих пор, особенно в сельских районах. С аналогичным майским праздником также связана традиция Майского древа (Майского Шеста), вокруг которого водят хороводы.

 

Майское древо или Майский шест (лат. Arbor majalis, англ. Maypole, нем. Maibaum, чеш. Máje, польск. Drzewko majowe, белор. Май) – это дерево или высокий столб с венком на верхушке, обычно украшенный разноцветными лентами, который по традиции устанавливается ежегодно к 1 мая (после христианизации чаще на Троицу или Иванов день) на площадях в деревнях и городах Германии, Австрии, Англии, Литвы, Польши, Белоруссии, Чехии, Словакии, России, Скандинавии и других европейских стран. Это древо – символ жизни, пробуждения Природы, воплощение силы роста, плодородия и здоровья, а также символ Оси Мира, вокруг которой вращается круговорот Жизни.


Майское дерево в Нидерландах, 2005 год. Оплетение столба лентами

Форма украшений для Майского древа сильно различается в зависимости от региона. В некоторых местах каждый год ставят новое дерево, в других ствол используется много лет, но каждый год меняет свою «крону». В Восточной Фризии ствол хранится под водой и устанавливается каждый год к 1 мая. В Германии и Скандинавии стволы часто очищают от коры и украшают цветными гирляндами, еловыми ветками или бумагой. В других местах кора не снимается, и ствол сохраняет естественный вид. На верхушке дерева часто прикрепляется венок (так называемая «корона») и/или разноцветные ленты. В Баварии ствол майского дерева обвивают лентой из ткани или бумаги или красят спиральной полосой. При этом направление спирали установлено чётко: сверху вниз слева направо. Зачастую обрядовое оплетение Майского древа лентами выполняется незамужними девушками и неженатыми парнями: они становятся вокруг древа с чередованием «парень-девушка» и двигаются по кругу, в нужный момент обходя друг друга для переплетения лент (как на фотографии). По бокам майского дерева иногда прикрепляют изображения бытовых сценок, рассказывающих о занятиях жителей этой деревни (рыболовство, земледелие, танцы, ремёсла и т.д.).

Майское древо является также символом Любви. Например, в некоторых районах Германии и Скандинавии холостые мужчины устанавливают маленькие майские деревья у домов незамужних женщин деревни. Для этого надо отправиться в лес, выкопать молодое деревце и посадить его перед дверью или перед окном особы, которой хотят воздать почести. Впрочем, «посадить» – это большое преувеличение: обычно речь идет не о целом дереве, выкопанном и посаженном по всем правилам, а всего лишь о ветке, срезанной в лесу и воткнутой в землю перед домом суженой. Дерево выбирают не просто так, а со смыслом: ветка липы означает признание в любви, ветка розового куста восхваляет красоту избранницы; ветвь боярышника прославляет ее чистоту; а ветвь бузины, напротив, указывает на ее непостоянство. В других регионах, например, в Рейнланде к Майскому древу также прилагается Майское сердце с именем любимой девушки, которое вырезается из картона или дерева.

Майское дерево обычно стоит до первого июня, а потом поставивший его забирает. Если девушке нравится кавалер, то его приглашают на ужин или дарят ему ящик пива. В других местах существует традиция, согласно которой мать девушки дарит парню пирожное, отец – ящик пива, а девушка награждает его поцелуем.

В некоторых регионах в високосный год майские деревья ставят перед домом любимого человека не парни, а девушки.


 

Мы видим, что майский праздник Расцвета Весны и Плодородия по сей день существует в народных традициях разных стран. Это говорит о силе и мощи Природных Культов в сознании большинства людей. Проведя это чародейное время осознанно, воздав дань уважения Предкам, почтив Плодородные Силы Природы, пробудившиеся с расцветом Весны, каждый из нас сможет влиться в поток Естественных Энергий Вселенной, который в данный момент управляет Природой (как частью Вселенной) и Человеком (как частью Природы).

Будем же помнить и чтить заветы наших Предков! УРА!

 

Источники:

http://velesovkrug.ru/prazdniki/velesova-zhivina-noch.html 

http://velesovkrug.ru/prazdniki/veshnie-dedyi-navya-sedmitsa.html 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Белтейн 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Майя_(плеяда) 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Майское_дерево 

http://www.russianwomanjournal.com/culture2/71040510.htm 

Категория: Кологод. Славянские праздники | Добавил: Жар-Птица (03.05.2019)
Просмотров: 1847 | Комментарии: 1 | Теги: Живин день, Весенние Деды, первомай, Вешние Деды, день Майи, Троица, славянские праздники, 1 мая, Кологод, славяне, день Живы, Радуница, Праздники | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 dmitriy69maks • 10:49, 01.05.2022
Интересно. Спасибо.
avatar

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0