УРА - тайны славянской культуры

Воскресенье, 28.04.2024, 19:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2016 » Март » 25 » Легкое бегство. Как борьба с оффшорами провоцирует «бегство» капитала
20:15
Легкое бегство. Как борьба с оффшорами провоцирует «бегство» капитала

Налоговая деоффшоризация провоцирует «бегство» капитала за границу и уменьшение числа богатых людей, платящих подоходный налог в бюджет РФ. По сути, для «бегства» от деоффшоризации российскому бизнесмену достаточно нескольких туристических виз.

Получается, закон ставит перед бизнесменом выбор: либо остаться резидентом (налогоплательщиком) РФ и при этом оплачивать в бюджет России налог (13%) не только с местных, но и с иностранных источников дохода, либо стать нерезидентом РФ (тогда платить налог с иностранных источников дохода не нужно) и при этом отказаться от российских источников дохода, чтобы не платить подоходный налог по повышенной ставке (30%). Стать нерезидентом РФ можно, просто напросто проведя за границей больше полугода, а список безналоговых стран достаточно обширен.

Практика показывает, что за последний год около 40% российских бизнесменов, имеющих дело с оффшорами, предпочитают второй вариант – становятся нерезидентами РФ и продолжают заграничный бизнес. Так «дырявое» российское законодательство превращает борьбу с оффшорами в стимуляцию ещё более масштабного «бегства» капитала. И всё больше российских предпринимателей сочтут более выгодным выбирать для ведения бизнеса такие безналоговые страны, как Монако, Андорра, Багамы или Объединенные Арабские Эмираты…

Подробности – чуть ниже.

_____________________________________________________________________

Справка.

Оффшор (от англ. offshore — «вне берега») — финансовый центр, привлекающий иностранный капитал путём предоставления специальных налоговых и других льгот иностранным компаниям, зарегистрированным в стране расположения центра.

Офшорные схемы не являются современным явлением, их используют ещё со времён древних Афин, когда был введён двухпроцентный импортный и экспортный налог. Во избежание уплаты налогов греческие и финикийские купцы начали объезжать территорию Афин в двадцать миль. Вскоре в качестве налоговых убежищ стали выступать близлежащие мелкие острова, куда завозились без уплаты пошлин и налогов контрабандные товары.

(https://ru.wikipedia.org/wiki/Офшор)

Резидент — юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в определённом государстве и полностью подчиняющееся его национальному законодательству. Как правило, термин используется применительно к правам и обязанностям лиц в финансовых и налоговых правоотношениях. В узком смысле слова, резидент – это налогоплательщик той или иной страны.

(https://ru.wikipedia.org/wiki/Резидент_(право))

______________________________________________________________________


Налоговая деоффшоризация, начавшаяся с января 2015 года, после вступления в силу правил о налогообложении контролируемых иностранных компаний, вызвала настоящую волну бегства налогоплательщиков из-под российской юрисдикции. По оценкам фирм-провайдеров (продавцов оффшорных услуг) до 40% их российских клиентов предпочли стать нерезидентами. Такое развитие событий легко было предсказать. По закону, утрата резидентства не требует отказа от гражданства и даже снятия с регистрационного учета по месту постоянного жительства.

Итак, с 1 января 2015 г. вступили в силу поправки в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ, предусматривающие создание механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК).

Контролируемой иностранной компанией (КИК) признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно следующим условиям:

– организация не признается налоговым резидентом РФ;

– контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.

Доход в виде сумм прибыли КИК учитывается в составе доходов контролирующего лица на 31 декабря года, следующего за отчётным налоговым периодом компании.

Установлена ответственность за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей (применяется за налоговые периоды начиная с 2018 года).

Получается, крупному бизнесу выгоднее заплатить не налог, а штраф за его неуплату. Иными словами, от этих нововведений пострадают исключительно мелкие и средние бизнесмены, которые просто не могут себе позволить платить такой налог. Для продолжения заграничного бизнеса они будут вынуждены становиться нерезидентами и переводить свои активы за рубеж. Крупные компании (прибыль которых во много раз превышает 100 000 рублей в год) теоретически могли бы себе позволить платить штраф за неуплату налога, если бы им не было выгоднее стать нерезидентами РФ и не платить налог вовсе. В итоге, российским налоговым законодательством создаются все условия для неуплаты подоходного налога в бюджет России.

 

Как и в большинстве стран мира, в России подоходный налог берется с резидентов, то есть налогообложению подлежат как доходы из источников с территории России, так из иностранных источников. Однако ситуация принципиально меняется, когда гражданин перестает быть налоговым резидентом. После этого он обязан отчитываться и уплачивать налог только с доходов из местных источников, иностранные же источники дохода остаются вне российского налогового контроля.

Налоговый кодекс РФ в качестве единственного критерия для определения налогового резидентства устанавливает  требование о нахождении такого лица на территории России не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев. Важно понимать, что этот срок может быть выдержан подряд или суммарно несколькими периодами (с учетом въезда-выезда на территорию России), необязательно непрерывно «отбывать срок» за пределами Родины.

Как отметил в июне 2015 года в своем постановлении Конституционный cуд, «наличие статуса налогового резидента Российской Федерации, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории Российской Федерации в данном налоговом периоде». Уточнение может быть основанием для перерасчета налога, уплаченного исходя из предварительного налогового статуса, что очень важно, поскольку ставка для резидентов составляет 13%, а для нерезидентов – 30%. Налоговым же периодом признается календарный год.

При этом Налоговый кодекс не содержит перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение лиц на территории России и не обязывает бывших резидентов извещать налоговые органы о смене статуса.

Порядок выезда из страны и въезда в нее регулируется Федеральным законом 1996 года (114-ФЗ). Соответственно, основным доказательством как присутствия, так и отсутствия россиян на родине являются отметки пограничного контроля в паспорте. Не требуется и сниматься с постоянной регистрации по месту жительства, что в последнее время практикуют некоторые сознательные россияне, чтобы избежать обязанности сообщать о наличии иностранного гражданства или вида на жительства за рубежом.

Получается, что отсутствие в стране более 183 дней календарного года – достаточно простая задача для «беглецов» от деоффшоризации, которые не имеют никаких доходов в России, но получают доходы за рубежом. Они просто становятся нерезидентами РФ и не платят подоходный налог с иностранных источников дохода! Закон к тому же не требует, чтобы утрата российского налогового резидентства фиксировалась только после приобретения резиденства иностранного государства.

Поэтому для «бегства» от деоффшоризации достаточно нескольких туристических виз.

Уловив неблагоприятный для себя тренд, Федеральная налоговая служба попыталась помешать бегству резидентов с помощью информационной компании. Так в декабре 2015 года ФНС России на достаточно простой вопрос о влиянии трудового договора с иностранной организаций на статус налогового резиденства физического лица выпустило письмо, являющееся попыткой расширительного толкования закона, имеющей намерение ввести налогоплательщиков и нижестоящие налоговые органы в заблуждение относительно понятия «налоговое резидентство физического лица».

Как указано в письме, «сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации».

Запросившему разъяснения налогоплательщику предлагается обратить внимание, что многие соглашения об избежании двойного налогообложении предлагают определять налоговое резидентство по месту нахождения постоянного жилища, то есть по месту регистрации права собственности на жилой объект или постоянной регистрации по месту жительства. Сама уверенность налоговиков в том, что раз ты владеешь недвижимостью, то обязан в ней постоянно жить, выглядит странно.

Но главное, что соглашения об избежании двойного налогообложения на самом деле говорят о другом. Вопрос о нахождении жилища или гражданства становится важен, когда обе стороны соглашения считают налогоплательщика своей налоговой добычей. В случае с российскими «беглецами» в применении подобных положений международного соглашения для него просто нет необходимости. Особенно если российские нерезиденты не становятся налогоплательщиками других стран или выбирают такие безналоговые страны, как Монако или Объединенные Арабские Эмираты.

Так что налогоплательщикам и их юридическим советникам не стоит обращать внимания на угрожающие письма ФНС. Бездействие в данном случае — лучшая тактика. А вот попытка оспорить позицию ФНС в суде может стать ошибкой, учитывая обвинительный характер российской судебной системы.

__________________________________________________________________

Для справки. Подоходный налог в разных странах мира

Существуют разные системы налогообложения. В России большинство налогов рассчитывается по регрессивной системе (чем меньше доход, тем больше налог) или по пропорциональной системе (единая ставка независимо от дохода). При таком подходе налоги тяжелее бьют по кошелькам бедных, в отличие от прогрессивного налогообложения (чем меньше доход, тем меньше налог) – в этом случае бремя налогов в большей степени ложится на богатых. Рассмотрим конкретные примеры.

В России подоходный налог исчисляется по единой ставке: 13% для резидентов РФ и 30% для нерезидентов РФ. В зависимости от суммы дохода ставка налога не изменяется. То есть, и электрик с заработком 25 000 рублей, и депутат Госдумы с заработком 400 000 рублей будут платить в бюджет РФ свои 13%. Вычитая налог, получаем, что электрик заработает за месяц 21 750 рублей, а депутат – 348 000 рублей. Для депутата такое уменьшение зарплаты не так уж существенно (прокормиться уж явно сможет), а вот для электрика потеря этой суммы станет весьма ощутимой. Получается, единая ставка подоходного налога, на первый взгляд выглядящая довольно справедливо, гораздо больнее бьёт по карманам простых людей с небольшими зарплатами, чем по кошелькам богачей.

Подоходный налог во Франции берется с дохода по прогрессивной шкале (от 5,5 до 75%). Необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год (при нынешнем курсе евро это примерно 455 000 рублей в год, т.е. 38 000 рублей в месяц). Максимальную ставку 75% применяют при доходе семьи в 1 000 000 евро. Уплатив налог, вместо миллиона семья получит всего 250 000 евро. Логика понятна: чем больше человек получает, тем больше он платит в бюджет в виде налога. Богатые отдают 2/3 своего дохода, а бедные (то есть люди, получающие не больше 500 евро (38 000 рублей) в месяц) не платят ничего. А теперь вспомните нашего российского электрика, получающего 25 000 рублей в месяц и платящего подоходный налог по ставке 13% (как и депутат Госдумы).

Подоходный налог в Швеции исчисляют по прогрессивной шкале, общая максимальная ставка налога составляет 56,9%. Его берут с дохода выше 476 700 шведских крон (это составляет примерно 3 900 000 рублей в год, т.е. 325 000 рублей в месяц).

В США в 2015 году ставка подоходного налога варьировалась от 3 до 13% (в зависимости от штата), а количество штатов, где налог не брали, равнялось 8.

Страны, где нет подоходного налога: Андорра, Багамы, Бахрейн, Кувейт, Монако, Оман, Катар, Сомали, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Уругвай.

__________________________________________________________________

 

Источники:

http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/316053-legkoe-begstvo-kak-provalilas-borba-s-ofshorami 

http://finexpertiza.ru/solutions/actual-topics/nalogooblozheniye-pribyli-kontroliruemykh-inostrannykh-kompaniy-v-rossii/ 

http://nalog-nalog.ru/ndfl/stavka_ndfl/kakoj_podohodnyj_nalog_v_ssha_i_drugih_stranah_mira/ 

 

Просмотров: 628 | Добавил: Жар-Птица | Теги: Экономика, запад, Налоги, россия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0